Кино и сериалы

Зрительский спрос на современные европейские и американские интеллектуальные сериалы ограничен аудиторией Facebook. 

Главная площадка показа — полуночный канал «Городские пижоны» на Первом канале и отдельные показы в кабельных сетях. Основная российская аудитория смотрит сериалы отечественного производства. Подчеркиваю, что речь идет исключительно о телевизионном кино, а не ситкомах или телероманах.

Я анализировал только основной поток того, что сделано в сериальном формате, но претендует на кинематографичность. 

Прежде всего, стоит отметить, что рядовой зритель не видит разницы между телевизионным кино и мыльной оперой. Для него все фильмы, в которых играют актеры — это кино. 

Разницу между кинотеатральным показом и ТВ зрители понимают упрощенно: в кинотеатрах — фильмы для молодежи, на ТВ — для пенсионеров и домохозяек.

Модель грубая, но она определяет две главные зрительские аудитории в России: 

  1. Молодежная аудитория — авангардная, эмоциональная, доверчивая, динамичная.
  2. Пожилая — консервативная, не притязательная, рациональная, инертная.

Одна зрительская аудитория тратит деньги на развлечения с удовольствием, другая — не тратит совсем.

Есть еще интеллектуальная аудитория. Небольшая, но очень качественная, потенциально платежеспособная, социально активная. Другой вопрос, что представители этой аудитории не являются потребителями в широком смысле (они не проводят дни и ночи перед телевизором или в сети). Они ценят свое время, их интересы разнообразны, поэтому терять время просмотром “телемусора» они не станут. 

У них есть другие интересы: книги, музыка, театр, искусство, путешествия и др. Эта аудитория представлена не возрастными и не социальными группами. В ней есть молодые и пожилые, богатые и бедные, образованные и не очень. Это, скорее, поклонники «кинематографа как искусства» или любители кино. Группа небольшая, но стабильная. Имеет свои предпочтения и, благодаря интернету, доступ почти ко всей библиотеке мирового кино. 

Привлечь внимание этой аудитории можно лишь в результате значительных усилий, потому что вы имеете дело с очень «продвинутыми» людьми.

Зритель этой аудитории прежде, чем посмотреть фильм или сериал, составит о нем впечатление, спросит мнение других, почитает отзывы и только потом найдет фильм и потратит на него свое время. Это очень критичный зритель, умный и требовательный. Его не купишь рекламными роликами, визуальными трюками, штампами и формальными чувствами.

Чтобы заставить его смотреть и сопереживать, авторам придется очень постараться. Не аудитория, а «мечта» — для нормальных сценаристов и режиссеров, и совершенный «кошмар» — для продюсеров. Именно для этой аудитории у нас мало снимают. 

Но первые опыты уже есть — «Первый канал» и «Россия» реализуют (на свой страх и риск) подобные проекты, но пока это еще не массовое явление (слишком сильна зависимость от рекламы и государственного контроля). 

В Европе или Америке — это самая платежеспособная аудитория, но эта аудитория терпеть не может рекламу и скорее заплатит деньги, чем позволит прерывать просмотр фильма вставками «про памперсы и прокладки». 

У этой аудитории выше уровень общей культуры, и она сразу отличит эмоциональную подлинность от «контрафакта». Снимать фильмы для этой аудитории труднее, дороже и дольше, заработать на ней сложнее. 

Я уже упоминал, что «ареал обитания» интеллектуальной аудитории: интернет и Facebook. Когда социальные сети начнут проводить интернет-премьеры, когда провайдеры начнут осуществлять качественную проработку аудитории, а не только работу с расширением сетевого охвата, когда авторское законодательство станет повсеместной нормой (много еще чего…), тогда есть шанс и у отечественного интеллектуального сериального продукта попасть к зрителю.

Об авторе: Avecher

Кинематографист

1 комментарий

  1. Телесериал – это особый вид кинематографического искусства, разнообразный и богатый не менее, чем так называемое «большое кино».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *