• Есть информация для тех, кто решил пройти практикум по созданию фильма.

    Правила прохождения практикума можно прочитать здесь

Еще раз об интеллектуальных сериалах

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Мировая сериальная индустрия сильно изменилась за последние годы. Успех "Карточного домика", "Настоящего детектива", "Игры престолов" - вдохновил многих именитых зарубежных кинематографистов.

Скорсезе снял "Подпольную империю", Содерберг - "Больницу Никерборкер". Актеры первой величины перестали считать зазорным играть в телепостановках. Умное кино ушло на кабельные сети и в интернет, уступив место на больших экранах аттракционам и анимации.

Это мировая тенденция, в которой мы, на первый взгляд, отстаем. Хотя на Первом канале случилось несколько удачных проектов, но в систему это пока не превратилось.
В советские времена телевизионное кино, по качеству драматургии и съемки, мало чем отличалось от "большого" кино. "Тени исчезают в полдень", "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя" - эти фильмы до сих пор пользуются успехом у зрителя. Но отечественные продюсеры пока не спешат представить стране наш "Карточный домик".

Так в чём же дело?

Причин на мой взгляд несколько:
  1. Это отсутствие аудитории. Как бы это крамольно не прозвучало, но аудитория для интеллектуальных сериалов у нас чрезвычайно мала. Основной зритель смотрит то, что идет на каналах и это его устраивает. Сегментация давно произошла и телевизионные продюсеры не дураки, а заложники рейтинга.
  2. У нас нет обыкновения платить за контент. Наш зритель привык получать контент бесплатно и до сих пор "шерстит" в поисках халявы в интернете. А кино сделать без денег нельзя. Если нет отдачи, то не будет и подачи. Попытка А. Акопова открыть "Амедиатеку" - это всего лишь ещё один интернет-кинотеатр, а не отечественный Netflix.
  3. 3. Рынок для русскоязычных сериалов в пять раз меньше рынка англоязычного кино, даже с учетом всего русскоговорящего населения в мире. Значит, перспективы собрать много денег с продаж нет.
Причины типа "у нас не умеют такое писать или снимать" - отметаю сразу. Если бы была потребность научились бы. Сценаристы не могут стать мощными драматургами, "выдавая на гора" серию "телемыла" за 3 дня. Техническое обеспечение у нас такое же как во всём мире, поэтому причина и не в этом тоже.

Ещё 15 лет назад у нас снимали, вполне, приличные сериалы по оригинальным сценариям и экранизациям классиков. Цены на кинопроизводство тогда были совсем другие, и кинематографический народ еще не зажрался так, как сегодня. Опять же это делали представители предыдущего поколения кинематографистов, которые знали толк в приличном кино.

Сегодня все изменилось. Появились новые форматы, скопированные с американских ситкомов. Выработалась какая-то особая форма российских сериалов, которые можно смотреть, а можно и слушать, занимаясь домашними делами.

Но самое печальное, что сюжетно-смысловое содержание наших сериалов, как будто, рассчитано на умственно отсталых. Нормальный зритель не сможет смотреть на большинство наших фильмов более одной минуты. Это просто вредно для психики.

Почему так получилось? У меня нет ответа. Могу только сказать, что так обстоят дела не только в кинематографе, но и во многих других отраслях.
Увидим ли мы свою "Игру престолов"? Очень хочется верить. Но для этого необходимо переформатировать всю репертуарную и производственную политику. А самое главное, воспитать нового зрителя, готового принимать оригинальные идеи, и способного за это заплатить.
 

Запись в Практикум

Верх