• Есть информация для тех, кто решил пройти практикум по созданию фильма.

    Правила прохождения практикума можно прочитать здесь

Идея фильма

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Любой фильм начинается с идеи которую надо правильно выразить и оформить. Это основа любого начинания и кинематограф не исключение. Идея кинопроекта имеет содержательную (внутреннюю) и формальную (внешнюю) части, которые неразделимо связаны между собой по законам диалектики.

Отправной точкой будущего фильма должна быть драматическая ситуация, по масштабу достаточная для создания цельного произведения. Именно потенциал драматической ситуации определяет качество идеи. Свежая оригинальная идея - залог успешного фильма!

Идею необходимо записать несколькими фразами. Трёх-четырёх фраз достаточно, чтобы обрисовать замысел. Прежде, чем писать сценарий, сформулируйте для себя лог-лайн (log line) основную линию фильма - тему истории.

Тема — то, про что фильм (суть). Тема поднимает произведение от частной истории к общечеловеческим ценностям и совершенству. Тема и контртема развиваются в конфликте. Тема должна быть близка, сидящим в зале зрителям. Если зритель не идентифицирует себя в теме, то фильм будет ему не интересен. Тема формулирует сверхзадачу - основную мысль (смысл) истории.

Главным выразителем темы становится Герой — основной персонаж истории, двигатель драматургического конфликта. Тот, кому сопереживает зритель. Именно через поведение героя раскрывается идея и тема. Содержательная, т.е. драматургическая часть идеи – фабула, выраженная в нескольких предложениях, которые должны содержать информацию о предлагаемых обстоятельствах, основной теме, главном конфликте и ключевых персонажах.

Фабула (от лат. fabula басня, рассказ) - цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. По-простому - путь Героя. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. В американской терминологии - это называется “plot”. Собственно, это описание того, что происходит в истории. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях. Не надо путать фабулу с сюжетом, так как последний является скорее последовательностью событий, раскрывающих фабулу. То, что американцы называют “story”. Именно, сюжет должен быть изложен в синопсисе в конспектном виде.

Сюжет (франц. sujet, букв. предмет) - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Ход событий и пространственно-временная динамика в повествовании. Формальная часть проекта, т.е. постановочная часть идеи – определение формата будущего фильма и основных параметров материализации содержательной части. Таких, как вид, жанр, стиль, постановочная сложность и др.

Жанр (франц. genre род, вид) - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения. Например, в художественном кино - кинокомедия, эпопея, психологическая драма, детектив, приключенческий фильм и др. Формальная часть не является основной для идеи, если речь не идет о таких фильмах как “Звездные войны”, “Аватар”. В них содержательная часть не нова, но постановочное исполнение имеет качественно новые визуальные характеристики.

Идея, отличающаяся новизной, значимостью, актуальностью, глубиной, оригинальностью – это предмет искания всех мировых продюсеров!
 
Последнее редактирование:

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Определить может только сам автор. Начинать надо с того, что вы хотите рассказать и почему это должно быть интересно или важно для других.
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Схватка звук
Так с чего же начинать новичку фильмейкеру? С идеи? И как определить, что это именно она? А что потом, если идея уже есть?
Поединок Света и Тьмы или схватка Звука и Тишины - это идея?
Нет, это образ. Противостояние. Идея должна выявить для чего нужна эта схватка.
 

Евгений

Участник
Хотелось бы с примерами, для понимания. Если можно.
Вот вы говорили: водолаз в горах - это идея. А как понять, что не образ? Для чего он полез в горы, плавал бы себе потихоньку. В курсе по логлайну вы говорите, что героем может быть все что угодно, например предмет, полено из которого появится буратино. Так может ли быть героем Свет или Звук? Антагонистом Тьма или Тишина?
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Вот вы говорили: водолаз в горах - это идея. А как понять, что не образ? Для чего он полез в горы, плавал бы себе потихоньку. В курсе по логлайну вы говорите, что героем может быть все что угодно, например предмет, полено из которого появится буратино. Так может ли быть героем Свет или Звук? Антагонистом Тьма или Тишина?
Я вроде говорил, что может. Там явный конфликт, но идея в чем? Они разные, но не могут друг без друга?
 

Евгений

Участник
Определить может только сам автор. Начинать надо с того, что вы хотите рассказать и почему это должно быть интересно или важно для других.
Каждый ответ у меня порождает кучу вопросов в геометрической прогрессии.
Я одной знакомой своей (позиционирует себя маркетологом, рекламщиком) однажды задал вопрос, что то типа как продвинутся в интернете. Так получил такой ответ: Какой твой УТП, Кто ЦА, какие боли?
Ё маё я что доктор? Она мне говорит по-гугли. Хах! Ну вот гуглю до сих пор. )))) Вот такая история со мной приключилась.)))
 

Евгений

Участник
Я вроде говорил, что может. Там явный конфликт, но идея в чем? Они разные, но не могут друг без друга?
Я, наверное вам надоем, но пока не пойму не отстану, заранее извиняюсь за назойливость.
Значит, то что конфликт это хорошо. А то что они не могут друг без друга это наверное недостаток? Посоветуйте ресурс где раскрывается тема: Идея. Что это? Как ее найти, и как понять что это именно она? На какие вопросы нужно ответить, чтоб было понятно, перед вами идея.
 

Евгений

Участник
Определить может только сам автор. Начинать надо с того, что вы хотите рассказать и почему это должно быть интересно или важно для других.
А если ответом на вопрос о важности будет: что есть люди которые не слышат звуки, не видят свет. Значит можно сформулировать идею так: есть люди которые не слышат звуки, не видят свет? Если это идея, то как сделать, чтоб зритель сопереживал, вставить идею в пролог или в финал?
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Каждый ответ у меня порождает кучу вопросов в геометрической прогрессии.
Я одной знакомой своей (позиционирует себя маркетологом, рекламщиком) однажды задал вопрос, что то типа как продвинутся в интернете. Так получил такой ответ: Какой твой УТП, Кто ЦА, какие боли?
Ё маё я что доктор? Она мне говорит по-гугли. Хах! Ну вот гуглю до сих пор. )))) Вот такая история со мной приключилась.)))
Она ответила как маркетолог)). Все просто, ответы знают все, но не видят их. Смотреть надо внутрь себя. Там ответы.
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Я, наверное вам надоем, но пока не пойму не отстану, заранее извиняюсь за назойливость.
Значит, то что конфликт это хорошо. А то что они не могут друг без друга это наверное недостаток? Посоветуйте ресурс где раскрывается тема: Идея. Что это? Как ее найти, и как понять что это именно она? На какие вопросы нужно ответить, чтоб было понятно, перед вами идея.
Это сложно. У меня лет 10 ушло на понимание. Взять к примеру, Ромео и Джульету. В чем там идея?
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
А если ответом на вопрос о важности будет: что есть люди которые не слышат звуки, не видят свет. Значит можно сформулировать идею так: есть люди которые не слышат звуки, не видят свет? Если это идея, то как сделать, чтоб зритель сопереживал, вставить идею в пролог или в финал?
Идея пронизывает весь фильм. Это мессидж. Ее нельзя куда- то вставить.
 

Владимир Пивоваров

Участник
Команда форума
Ветеран
Участник
я ща такое скажу.... идея это в принципе то что заставляет тебя снимать. Тебе в какой то момент кажется что ты бы хотел снять о расовой сегрегации, а потом вдруг о правах рабочих например, или о жизни гомосексуалиста в Дагестане))). А потом внезапно оказывается, что ты снимаешь всегда одно и тоже - про справедливость, как ты ее понимаешь. И именно это чувство беспокоит тебя. То как ты понимаешь. Не нужно считать, что ты понимаешь правильно. Не стоит думать что этим чувством ты пронзишь время. Не надо даже надеяться что ты новый Тарковский. Нет. Это просто желание быть услышанным.
 

Евгений

Участник
я ща такое скажу.... идея это в принципе то что заставляет тебя снимать. \
Это значит, что идея - это внутренняя мотивация?
Потому, что именно внутренняя мотивация заставляет человека, что либо делать. Например, почистить зубы...Это не мои слова - М.И. Станкин "Искусство управления коллективом"
А вот вопрос ко всем, хотелось бы услышать ваши мнения.
 

Владимир Пивоваров

Участник
Команда форума
Ветеран
Участник
Это значит, что идея - это внутренняя мотивация?
Потому, что именно внутренняя мотивация заставляет человека, что либо делать. Например, почистить зубы...Это не мои слова - М.И. Станкин "Искусство управления коллективом"
А вот вопрос ко всем, хотелось бы услышать ваши мнения.
я не согласен, мотивация лично для меня это материальные либо не материальные призы. но в творчестве я пока несу одни издержки. и при этом не бросаю. Идея она даже не внятная, не понятая тобой, все равно не дает тебе спокойно жить.
 

Запись в Практикум

Верх