• Есть информация для тех, кто решил пройти практикум по созданию фильма.

    Правила прохождения практикума можно прочитать здесь

Свет в кино

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Да будет СВЕТ! В кинематографе.

Сегодня хотел поговорить про СВЕТ как инструмент режиссера. Понятно, что мне скажут: "Чего говорить? За свет отвечает оператор". Соглашусь. Но оператор отвечает, за то, чтобы было "видно", а режиссер за то, ЧТО видно. Конечно, в авторском кино со светом работают нормально, но почему-то во всем остальном кинематографе о нем забыли.

Свет, как главное средство художественной выразительности, превратился в простое освещение и иллюминацию. Сериалы, телемувики, ситкомы - в них выполняется только одна задача - все должно быть ярко освещено и хорошо видно.
Операторы и осветители с этими задачами справляются легко, у меня вопросы к режиссерам. Вы когда учились (если, конечно, учились) кино смотрели? Вам говорили, что СВЕТ - это мощное художественное средство? Мощное не в смысле яркости, а в смысле передачи чувств?

Особенно преуспели в этом мелодрамы на канале "Россия". Там только имена персонажей в фильмах меняются. Остальное все всё неизменно от фильма к фильму. Такой журнал "Лиза" в визуальном исполнении. Все ярко, нарядно, карамельно и форматно.

Героиня страдает, но она обязательно будет счастлива. Все это отлично освещено. Красочно, чтобы не расстраивать зрителя. А то, не дай Бог, задумается и поймет, что так в жизни не бывает. Хотя, это и есть главная задача. Показать "придуманную жизнь", чтобы порадовать зрителя. Приём известный со времен "Кубанских казаков" Ивана Пырьева. Мол, жизнь и так серая, зачем еще и кино унылым делать.

Вот тут согласен! Унылым не надо, надо живым. Вот для этого как раз и нужен СВЕТ. Очень он в этом режиссёру помогает. Характер действия подчеркивает, эмоциональное состояние героев, обрамляет психологизм.
Помнится еще в те времена, когда я снимал кино, а не витийствовал на Youtube, послал мне Всевышний одного выпускника операторского факультета ВГИКА. Нормальный такой парень. Старался. Но одна закавыка - все ему хотелось хорошо высветить. Сделать всё "как учили".

Я ему говорю: "Забей на "школу". Ты не на экзамене. Подумай о кино".
Он отвечает: "Не могу. Это будет не правильно. Динамический диапазон света требует".
"Понимаю", - говорю, - "диапазон - это святое, но тут дело в характере сцены. Ночь, Герой одинок, раздавлен. Ему хочется раствориться в темноте. Нужны только глаза. Немного подсветить, чувствительность на максимум, кадр короткий. Эмоциональный диапазон нужен, а не динамический".
Он мне снова: " У меня в "тенях" информация потеряется".

Зачем мне в этих "тенях" информация? Мне нужно чувство в глазах Героя! Зачем поднимать общую освещенность объекта, если ты снимаешь крупно лицо? Я все понимаю - контрастность, динамический диапазон. Но как-то Витторио Стараро снял "Под покровом небес" при свечах и ничего. Стало классикой!

Я думаю пройдет время и мой коллега всё поймет или будет успешно снимать телемувики для второго канала. Там все понятно, света много, все ярко и видно. Актеры играют, как в ярмарочном балагане, а сценарий писали по принципу "буриме". Но мне хотелось бы другого. Мне хотелось бы, чтобы режиссеры всегда помнили, что оператор отвечает за свет, а режиссер за ХАРАКТЕР СВЕТА.

Если режиссер не обсудит с оператором эмоциональность сцены, состояние персонажей, световой рисунок. Не схему расстановки приборов - это оператор и без вас знает. Он не знает одного - про ЧТО вы снимаете фильм, сериал, ситком, ролик.

Операторы любят свет, осветители живут светом, а режиссер должен понимать СВЕТ. Чтобы вы ни снимали сериал или ролик для youtube помните, что свет - это ХАРАКТЕР изображения, а не освещенность кадра. Оператор вам этого не сделает, если вы его об этом не попросите. Его рабочие задачи - фокус, освещенность, точность движения камеры, композиция кадра. На операторе ответственность за все, что в кадре, а на режиссёре за всё, что в фильме.

Оператор предложит вам на выбор любой характер света, его этому учили. Но, если вы думаете, что он будет работать за вас, то вы глубоко ошибаетесь. У него своей работы достаточно. Все режиссеры, которым продюсеры говорят, что нужно, чтобы было "светло и радостно", должны отвечать: "Идите в жопу!"

Солнце всходит и заходит, день сменяет ночь, тень закрывает свет, меняя смыслы. Пусть идут в жопу все, кто думает, что если хорошо освещено, то сразу всё понятно. Нет! Просто все видно!! А в кино нужно видеть только то, чего требует История. Потому что режиссёр как создатель, первая фраза которого была: "Да будет Свет!" С него всё началось, но не всё им заканчивается.
 

Владимир Пивоваров

Участник
Команда форума
Ветеран
Участник
Борьба за свет с операторами, это отдельная песня. Может дойти и до мордобоя. ))Я как правило в отличие от тех операторов с которыми снимал, и боксом занимался и mma. Я им это довожу до сведенья. И рекомендую меня не бесить. Скрипят зубами, и делают что говорю.))) Ну а если серьезно, это вечная борьба. Мечтаю найти "своего" оператора.
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Борьба за свет с операторами, это отдельная песня. Может дойти и до мордобоя. ))Я как правило в отличие от тех операторов с которыми снимал, и боксом занимался и mma. Я им это довожу до сведенья. И рекомендую меня не бесить. Скрипят зубами, и делают что говорю.))) Ну а если серьезно, это вечная борьба. Мечтаю найти "своего" оператора.
Бить, пока не поймут! Мне операторами везло - всегда были единомышленники!
 

Oleg

Участник
Участник
Бить, пока не поймут! Мне операторами везло - всегда были единомышленники!
Я пока что обхожусь без оператора и после нескольких попыток соединиться всякое желание пропало. Насколько сложно режиссеру быть еще и оператором на площадке в полном метре?
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Я пока что обхожусь без оператора и после нескольких попыток соединиться всякое желание пропало. Насколько сложно режиссеру быть еще и оператором на площадке в полном метре?
Совсем несложно, если документалка, и практически невозможно, если игровое кино, а ты в кадре. В остальном, учитесь у Содерберга и Родригеса - они снимают сами и не парятся)).
 

Владимир Пивоваров

Участник
Команда форума
Ветеран
Участник
Совсем несложно, если документалка, и практически невозможно, если игровое кино, а ты в кадре. В остальном, учитесь у Содерберга и Родригеса - они снимают сами и не парятся)).
Считаю зависит от проекта.
 

Владимир Пивоваров

Участник
Команда форума
Ветеран
Участник
Я пока что обхожусь без оператора и после нескольких попыток соединиться всякое желание пропало. Насколько сложно режиссеру быть еще и оператором на площадке в полном метре?
Очень сложно. очень. я когда за камерой нашел только один вменяемый способ работы, это второй режиссер. но вот с ним полное взаимопонимание должно быть.
 

Oleg

Участник
Участник
Некоторым операторам необходимо посмотреть Ивана Грозного. Крестный отец - революционная игра тенями. В некоторых эпизодах не видно ни глаз, ни взгляда. Это же есть информация об образе.
 

Oleg

Участник
Участник
Опять же тени добавляют объем в кадре. Можно смело более половины пространства заполнять тенями.
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Некоторым операторам необходимо посмотреть Ивана Грозного. Крестный отец - революционная игра тенями. В некоторых эпизодах не видно ни глаз, ни взгляда. Это же есть информация об образе.
Грозный построен на контрастах. Там другие законы работают.
 

Андрей Вечер

Режиссёр
Основатель
Очень сложно. очень. я когда за камерой нашел только один вменяемый способ работы, это второй режиссер. но вот с ним полное взаимопонимание должно быть.
Второй режиссер и оператор - братья навек)). У них одна цель - выполнить съемочный план)0.
 

Запись в Практикум

Верх